Отзывы

Из огня да в полымя, то есть с Юга на Север - из Израиля в заснеженную Карелию. Именно там я провела конец февраля. Семинар прозы "Зимняя сказка Карелии" оправдал свое название. Сказка удалась - мороз и солнце, корабельные сосны в инее, глухомань Корзы, где нет интернета и многих достижений цивилизации, проделки домового, следы диких зверей на снегу. А еще русская баня, катание на снегоходе, красоты природы, этнокультурная программа и пять дней интенсивной работы под руководством писателя-фантаста Дмитрия Казакова.

Как обещают организаторы - Дм. Казаков и хозяева Дома творчества в Корзе Владимир и Елена Софиенко - семинары будут проводиться регулярно. Очень советую! Великолепная встряска.

(с) Вера Суханова, г. Смоленск

 

Знаете ли вы, что такое "Зимняя сказка Карелии"? Зимняя - это когда настоящая зима, днем все вокруг сияющее бело-голубое в точеной графике контуров, ночью звезды такие сверкающие, что я узнавала созвездия без очков, мороз за двадцать и теплая печь. Сказка - просто сказка! Ни интернета, ни телефона, ни телевизора, зато столько интересного и такие доброжелательные люди. Иначе стала понимать слово "доброжелательный" - в первоначальном смысле, когда искренне, от души друг другу добра желают. И слегка оглушающая влюбленность в преддверие весны. Ну, а Карелия - это деревня Корза в восьмидесяти километрах от Петрозаводска. Настоящая карельская деревня, настоящий карельский дом, баня, национальная карельская кухня и гостеприимство семейства Софиенко. Пять счастливых дней.

(с)Татьяна Берцева, г. Санкт-Петербург       

 

Итак, я был в Карелии... Это не первый мой приезд сюда, первый раз я посетил Карелию в 2006 году и с тех пор заболел этим краем. Но... русского интеллигента очень часто и очень смачно "заедает среда", поэтому поездки в северный чудесный край очень редки. Из Карелии я вернулся с твердым намерением изменить свою жизнь, и "уесть среду", чтобы знала, где ее место. Это первый результат этой поездки.

В Карелии, в прекрасной деревне Корза я был на литературном семинаре "Мистика русского Севера", организованном АНО "Петроглиф" и редакцией альманаха "Полдень". Сразу о том, что не понравилось. Не понравились карельские комары, но я храбро отбился от них репеллентом, не кусали. 
Все остальное понравилось))) Понятие "всё" включает в себя глубокие лекции Николая Романецкого и Светланы Васильевой, мастер-классы, неспешные вечерние беседы на лавочке во дворе, экскурсии по местам боев и по местам съемок известных фильмов "А зори здесь тихие" и "Холодное лето 53-го", знакомство с культурой карелов, банька на берегу ручья и сам ручей, в который бухаешься после баньки. 
Но больше всего понравились хозяева Лена и Володя Софиенко, удивительные люди, сделавшие свой дом действительно домом творчества. Низкий поклон им.

(с) Артём Гуларян, г. Орёл

 

О семинаре «Технология романа» в Корзе: было клёво! Прочее менее существенно, но пару слов таки. Дима Казаков – умница: собран, энергичен, целеустремлен, дисциплинирован и познавателен. По-хорошему профессионален. Даже я понял, зачем, почему и кому может пригодиться, скажем, поэпизодный план. Выяснилось, что и мне – может! Иногда. Но это таки был сюрприз. Братья по разуму – ну, слушатели а-ля я, – попались дружелюбные и талантливые. Среди нас были красивые, занудные, смешливые, сонные, дотошные, упорные, талантливые, оболтусы очкастые и лысые. Последние, понятно, особенно хороши, но сейчас не об этом… Резюмирую: познавательно, загруженно, весело, в кайф. А еще там, в Корзе, хозяева. Софиенко – просто охренительные! Я вот прям… прям… прям очень! Володья… обязательно еще увидимся! А! Чуть главное не забыл! Баня!

(с) Константин Крапивко, Московская область

 

Итак, романный семинар в Корзе. Краткое содержание: это было охренифигительно по всем параметрам. Полное содержание дальше. Как показывает мой не очень богатый, но содержательно полезнейший опыт литературных семинаров, успешность их и в целом впечатления зависят от трех факторов: 

- сам мастер + то наполнение, которое он вкладывает в процесс; 
- место проведения и его атмосфера; 
- группа, с которой семинарист всё это проживает.
И я определенно могу считаться семинарно-счастливым человеком, потому что у меня есть опыт четырех литсеминаров, и всегда все три параметра были гармоничны, прекрасны и дайте еще. Так сложилось и в этот раз (вообще, вся недельная+ поездка была вау-концентратом, об этом потомее).

Итак:

– Мастер – Дмитрий Казаков, которого я нежно люблю в том числе именно как мастера, т.к. неоднократно приезжала на его МК с рассказами, и всякий раз он показывал, как можно сделать их (ещё :)) лучше. Что мне нравится – у Дмитрия очень системный подход, это именно то, чего не хватает моему интуитивно-хаотичному восприятию всего сущего. Дмитрий, по сути, облекает в тезисы нащупанные автором пути и выводы, показывает, как превратить их в готовый инструмент, а готовый – обтесать и применить максимально убойным способом.
Ну да, я ехала на семинар в основном потусоваться, но абсолютно точно знала, что получу и новое тоже. Получила. Мне это было интересно и полезно, потому что я никогда не пишу «от антагониста», у меня вообще в крупной форме нет «от и дошных» персонифицированных антагонистов, и она от этого отнюдь не страдает, ну так тем интереснее освоить что-то новое.
В отличие от большинства коллег по опасному ремеслу, я никакого текста не привезла на семинар, но всё равно уехала с готовым поэпиоздником романа/повести, и поэпизодник этот рано или поздно выстрелит, хотя сейчас я верещу, что не собиралась писать еще и вот это.
У Дмитрия на занятиях было интересно, активно, весело, он нагружал нас домашними заданиями на целые долгие вечера, и эти задания вызывали творческий азарт, который уже сам по себе дорогого стоит. Мы разбирали работы друг друга, помогали улучшать истории, довыпукливать конфликты, обрабатывать напильниками действующих лиц, и всё это было очень живо и конструктивно.

– Место – карельская деревня Корза в 80 км от Петрозаводска. Да, мы рисковали ехать в Карелию в октябре, но кому сейчас легко? Погода оценила нашу слабоумную отвагу и врубила +10-17 на всю неделю. 
Наши хозяева, Владимир Софиенко и Elena Sofienko – из тех людей, которых ты видишь впервые в жизни и тут же будто всю жизнь знаешь. Я понятия не имею, как это делается, но оно работает даже на меня, жуткого социофоба. Они увлеченные, у них горят глаза, они мега-классные и они сделали абсолютно всё, чтобы гостям было уютно и хорошо в их доме: печи топились, баня парила, еда была вкусной, а главное – атмосфера, совершенно домашняя, тёплая и аняня, и всё это ребутнуло мою расшатанную психику как я не знаю что.
В наш плотный график даже умудрились втиснуться поездки в соседние деревни, которые Эссойла и Рубчойла (каноничные ударения – на последний слог, как нам пояснили). Там были экскурсии, мастер-классы, карельские обнимашки (не спрашивайте), карельские песни (они завораживающие, при всем моем сдержанном отношении к околонародным песнопениям), поедание калиток под иван-чай (не спрашивайте!), волшебные фото, атмосфера и эманации :)
Ну да, в итоге даже при этом и даже с учетом похода на Сямозеро я нихрена в Карелии не видела, но, как известно, не обязательно сожрать всю банку икры, чтобы понять, насколько она хороша. Меня эмоционально зацепило это место, я хочу туда вернуться. Не потому что там красиво – много где красиво, а потому что за этой красотой стоит некая внутренняя сила, вот этот неуловимый суровый северный характер, которым теперь хочется проникнуться основательнее. Очень надеюсь летом попасть на «Петроглиф».

– Группа. Тоже было жутенько ехать, потому что из изначально четырех «своих» семинаристов, которые планировали, в итоге остался один, и хрен его зна, что там за остальные. Нифига, опять повезло, собрались именно такие люди, которые мне надо: самодостаточные и у которых голова интересно работает. Потому взаимодействовали мы не только конструктивно, но и с удовольствием и, кажется, даже не очень друг другу надоели за всё это время :) Рада новым знакомствам и всяческой теплости.

Вывод – в кратком содержании: было охренифигительно. Всем уруру и, полагаю, до новых встреч)

(с) Ирина Лазаренко, г. Ярославль

 

В краткие секунды дома между поездками. Когда внезапно (с подачи друга Ирины Лазаренко) возникла идея поехать в Корзу на семинар Дмитрия Казакова «Технология романа», сомнений у меня практически не было. Несмотря на то, что октябрьская Карелия вполне могла встретить очень неприветливо в плане погоды. Но! Было столько аргументов «за», что один жалкий «против» не котировался совершенно. Во-первых, это же Карелия, в которую я влюбился еще в позапрошлом году, в свой первый приезд с туристическим визитом. Во-вторых, мне было жизненно необходимо встряхнуться, проветрить мозги, вынырнуть из каждодневной рутины и погрузиться в творческую атмосферу. В-третьих, программа семинара заинтересовала чрезвычайно, поскольку давала инструментарий для написания романа от начала и до конца, упорядочивая мои несколько разрозненные и далекие от полноты знания об этом процессе, и жесткий режим каждодневных интенсивных практических занятий не оставлял места для рефлексии и прокрастинации. Работать, работать и работать! К тому же в уединенном месте, где планировался семинар, число отвлекающих факторов сводилось почти к нулю, что тоже немаловажно. А в-четвертых, компания подбиралась просто замечательная, да и с хозяевами семинара - Владимир Софиенко и Elena Sofienko я был знаком еще с Еврокона 2015. Короче, ехать – и никаких гвоздей!

Когда я приехал, ожидания мои от семинара сходу стали оправдываться, а единственное опасение насчет погоды вякнуло было приветственным ливнем в Петрозаводске, да и умолкло. Впечатлений от семинара столь много, что я, по своей дурацкой привычке все упорядочивать, поделю их на три группы: карельские колоритно-атмосферные, общательные и профессионально-литературные.
Колоритно-атмосферное. Сама деревня Корза и теплый двухэтажный Карельский дом четы Софиенко почти мгновенно переключили какой-то рубильник у меня в голове: это был словно другой мир. На меня снизошло спокойствие, умиротворение, из головы словно ветром вымело лишние заботы и заморочки, думать и концентрироваться стало легче. Природа Карелии сыграла тут не последнюю роль. Шикарный восход, который я встретил на второй день семинара – тому подтверждение. Тепло и гостеприимство хозяев, встретившее нас здесь, дало удивительно комфортное, домашнее ощущение, сразу настроившее на позитивный лад. Теплые печки, очень вкусная еда и каждодневная совершенно отпадная баня с обязательным нырянием в холодный ручей – все это я буду долго и с удовольствием вспоминать. А слова, что неподалеку от дома незадолго до нашего приезда пробежала медведица с медвежатами, воспринимались совершенно нормально, вызвав только интерес. Первые два дня в рамке культурной программы состоялись и две поездки в Эссойлу, в культурный центр, и в Рубчойлу – в два соседних поселения. Они погрузили нас в удивительный мир карельской культуры и быта. В Эссойле мы поучаствовали в мастер-классах по изготовлению куколок-оберегов и росписи новогодних шариков. Получили большое удовольствие. А в Рубчойле узнали, чем живет и дышит карельская деревня, от души сплясали местные народные танцы, послушали песни в исполнении фольклорного ансамбля и угостились потрясающе вкусными рыбными пирогами и калитками. А в последний день – сходили на потрясающе красивое Сямозеро, благо до него от Корзы совсем недалеко.
Общательное. Небольшая, но очень теплая компания, собравшаяся на семинаре, позволила отдохнуть душой, пообщаться в теплой, дружественной обстановке без каких бы то ни было напрягов. Давно я столько не улыбался и не смеялся. 
Профессиональное. Об умении Дмитрия Казакова живо, интересно и очень доходчиво объяснять материал, разбирать ошибки, указывать пути их исправления я знаю не понаслышке – участвовал уже в его семинарах и мастер-классах. Сюда я приехал с задумкой моего темнофэнтезийного романа про мир Тверди, пока воплотившегося в двух рассказах «Фонарщик» и «Маяк». Теперь уже стало окончательно ясно: роману, так долго не складывающемуся в моей голове в единое целое – быть. Одному роману, а не циклу, как задумывалось вначале. Мастер все разложил по полочкам, задал вектор для размышлений, а интенсивный практикум привел к тому, что у меня сложилось более четкое представление о героях, сформировалась структура романа, и сверстался поэпизодный план. Теперь только писать. Очень интересным и полезным оказался тренинг «Первая строка» в последний день семинара.
В общем, куда ни глянь – сплошные плюсы. Огромное спасибо организаторам семинара Владимиру и Елене Софиенко, мастеру Дмитрию Казакову и всем участникам.

(с) Дмитрий Лазарев, г. Екатеринбург

 

Сказ о том, как казаки в Карелию ходили. В октябре, сразу после отдыха в Турции, загорелые и расслабленные, мы с женой отправились на крайний север, в лютые холода - захотелось нам невзгод литературных в условиях экстремальных. На самом деле нет, конечно. Экстремальные условия были в феврале. После февральского семинара (про который я отдельно напишу) мы с Надей единогласно сказали: да чтоб мы ещё раз в Карелию - да ни за что! Но прошло жалких восемь месяцев, и вот мы снова там, причём в том же самом доме.

Что хочу сказать про сам дом? Большой двухэтажный деревянный дом с печным отоплением и замечательными хозяевами - Володей и Еленой Софиенко. Центрального водоснабжения нет, холодная вода - из бидончика, горячая - из чайника, который набирается из бидончика. Это я ни в коем случае не ругаю, просто предупреждаю потенциальных посетителей. Как человек, побывавший уже два раза, скажу следующее: растут хозяева! Всё нам понравилось больше, чем в первый раз - и культурная программа была более насыщенной, и еда от местного повара вкуснее и разнообразнее. В общем, очень рекомендую! Только не перепевайте русских народных песен при хозяине - расстроится.

Что касается семинара, но хочу сказать следующее. Дима Казаков - мастер. Профессионал с большой буквы. Который может написать за месяц роман на любую тему в любом жанре, если вдруг возникнет такая надобность. Собственно, этому он и учит на семинарах. Утром - теория, днём - практические задания, которые на следующий день разбирают сначала семинаристы между собой, а потом и сам мастер. Лично для меня осенний семинар был очень полезен. У Димы есть чёткая система, и он, что немаловажно, умеет её подать. Мозги хорошо встряхивает, начинаешь совсем иначе смотреть на структуру романа и отдельных его частей. Всем рекомендую.
Кажется очевидным, что если ты приезжаешь на семинар, то следует слушать мастера, а уж применять его опыт или нет - воля самих семинаристов. Но не стоит говорить мастеру, что его метод - ерунда, и вообще всё не так. Так вот, осенью я впервые видел Диму в ярости. Но даже в ярости он выглядит, как вежливый хомячок, голоса не поднимет, матом не покроет, конструктивен и корректен. Просто золото, а не мастер!

Наверное, стоит вспомнить и какой-нибудь отрицательный фактор, а то что я всё хвалю да хвалю... Вспомнил! Семинары Казакова - серьёзная работа. Если вы хотите провести его с пользой для себя и других семинаристов, то надо будет выкладываться на все сто. Не стоит воспринимать его как отпуск или отдых. Вот мы с Надей прилетели сразу из отпуска, и после казаковщины нам срочно нужен был новый отпуск! Но увы...

Ну и да, то, насколько успешен будет семинар, зависит в значительной части и от самих семинаристов. Осенью компания подобралась просто замечательная! Поэтому, несмотря на литературные невзгоды, было продуктивно и весело!

Если вы не боитесь труда и готовы мотать на ус и развиваться - приезжайте на семинар к Казакову!

(с) Александр Богданов, г. Москва 

 

Семинар, конечно, полезный, мне он точно на пользу пошёл. А карельская земля радует природой, тайной...и зовёт вернуться! 

(с) Иван Будист, г. Москва

 

Семинар "Зимняя сказка Карелии" - одно из самых удивительных приключений в моей жизни. Тот случай, когда и форма, и содержание прекрасно друг друга дополняют. Вот кто из вас хоть раз сидел с ноутбуком на настоящей русской печи? А в необычных условиях пишутся необычные вещи. 

Сам семинар я бы назвала тренировкой осознанного подхода к писательству. Дмитрий Казаков великолепно раскладывает по полочкам вещи, которые кажутся очевидными, но которые трудно удержать в голове, если не до конца понимаешь их взаимосвязь и то, как они работают в сочетании друг с другом. 
Для меня работа на этом семинаре стала очередным подтверждением того, что талант и вдохновение - вещи, конечно, немаловажные, но творческий процесс нуждается в планировании и постоянном контроле, а к своим текстам следует быть беспощадной. Литературе приходится конкурировать с огромным количеством вариантов времяпрепровождения, и если тебя не читают - это не "о времена, о нравы!", это означает лишь, что "писать надо лучше".
Надо писать больше коротких рассказов и переработать "Второй Шанс". В очередной раз, да.

Спасибо организаторам семинара за такую огромную работу! Очень хочется надеяться, что это был не последний раз))

(с) Архелия Шмакова, г. Ташкент (Узбекистан)